- О проекте
- Фотогалерея
- Аквариумные беспозвоночные
- Аквариумные растения
- Аквариумные рыбы
- Альбомы посетителей сайта
- Рептилии и амфибии
- Выставки, встречи, конкурсы
- Магазины, разводни, домашние хозяйства
- Клуб аквариумистов "Хемихромис", г. Петрозаводск
- хозяйство Владимира Челнокова
- Аквариумы Кузьмичева Кирилла
- Дискусоразводня “С.К.А.Т.” С.И.Горюшкина
- Зоомагазин «Бетховен» г.Армавир
- аквариум Лики Аверкиевой
- аквариум Юли из Жаворонок
- аквариум Яны И.
- дома у Михаила Волкова
- зоомагазин Зеленая игуана
- карантинная база Андрея Чурилова
- коллекция Евгения Цигельницкого
- коллекция Константина Шидловского
- разводня Александра Березина
- разводня Владимира Сторожева
- рыборазводня АкваЭкзотика из Лыткарино
- хозяйство Алексея Бринева
- Разные комбинации ламп Hagen
- Сингапурский каталог растений
- надо разбирать
- Библиотека
- Форум
- Правила сайта
- Поиск
Из опыта селекции ситцевых меченосцев
В первые ситцевые меченосцы экспонировались в 1951 году на выставке любителей аквариума В.В.Шепелевым. Название "ситцевые" им было присвоено из-за тройной окраски–красной, черной и белой. По белому фону корпуса были беспорядочно разбросаны яркие красные и черные пятна. Эти меченосцы отличались типичной формой и хорошими длинными мечами. Новые меченосцы имели успех, но В.В.Шепелев не успел их закрепить и размножить, так как они заболели какой-то неизвестной болезнью и погибли.
Гибель красавцев заставила меня заняться восстановлением этих меченосцев. И я теперь хочу подробно познакомить читателя с двенадцатилетней работой и теми методами восстановления ситцевых меченосцев, которые применял.
Прежде всего передо мной встал вопрос: что может служить материалом для производителей, на чем следует остановиться? Моей задачей было – объединить и развить Требуемые качества исходных форм в потомстве, в будущих ситцевых меченосцах.
Успех этой работы зависел исключительно от умелого выбора производителей для скрещивания, тщательного отбора и подбора, создания необходимых условий для воспитания.
На опыте прошлых работ я убедился, что разведение в благоприятных условиях способствует не только наиболее надежному закреплению, но и развитию наследственных признаков в определенном направлении.
Осенью 1951 года я приступил к работе. В то время мне казалось, что основой должны быть красно-крапчатые меченосцы (тогда их называли "тигровыми" или "иранскими") и белые с черными пятнами–"мраморные" ("бриллиантовые" меченосцы М.Браше).
Красно-крапчатые ярки по окраске: на сочном красном фоне расположены черные пятна, мечи так же красивы и длинны, как у зеленого меченосца. Эти меченосцы впервые были привезены любителю Стулову в 1929 или 1930 году. Стулов не заинтересовался ими и передал их в Одессу, откуда они снова попали в Москву в 1948 году.
"Мраморные" имели основную окраску белую и яркие черно-бархатные пятна, кое-где разбросанные по корпусу. Получены они в 1936–1937 годах от скрещивания пецилии пульхра с зеленым меченосцем. Эти меченосцы не были достаточно стабильны и из-за отсутствия строгого отбора быстро стали уклоняться по форме тела в сторону пецилий; поэтому типичные меченосцы Браше с каждым годом встречались все реже и реже, и найти настоящего меченосца Браше с врожденной белой пигментной окраской мне было очень трудно.
Коснуться истории происхождения этих исходных форм считаю необходимым, так как сведения о ранних этапах породы очень важны в племенной работе.
К красно-крапчатым самкам исключительно яркой приятной окраски был пущен белый самец с ярко окрашенным бархатно-черным хвостом. По происхождению он был в родстве с погибшими ситцевыми меченосцами В.В.Шепелева, и это, понятно, заинтересовало меня.
В перспективе будущие ситцевые меченосцы должны были быть схожи с погибшими: иметь безукоризненно белое туловище, по которому разбросаны ярко-красные и черные пятна, достаточно крупные и контрастные.
В начале 1952 года я получил два небольших приплода. Вначале мальки имели белую с едва заметными пятнами окраску. С ростом мальков пятна стали чернеть, красный пигмент покрыл все туловище, и лишь у некоторых из них оставались белыми брюшко и мордочка. По яркости красного пигмента они превзошли своих родителей, так как обновилась кровь разводившихся ранее в кровном родстве красно-крапчатых самок.
Я был озадачен – что делать дальше?
Я решил прибегнуть к инбридингу, через белого самца пробудить призаглушенный белый пигмент и усилить его в последующих пометах.
К белому самцу подпустил красно-крапчатых дочерей. По белизне качество приплода от них было несколько лучше, но со временем, как и в первом случае, весь помет опять стал красно-крапчатым. Последующие комбинации с белыми самцами, приобретенными на стороне, дали приплоды, ничем не отличающиеся от прежних.
Порой приходило желание воспользоваться устойчивой белой формой, но такой не было. Нельзя было использовать с этой целью своих, находящихся под рукой белых зеркальных пецилий, так как они неизбежно испортили бы типичную форму меченосца.
Прошло три года, работа не продвигалась. Наблюдая за специально выделенными красно-крапчатыми меченосцами в условиях близкородственного разведения, я стал замечать в приплодах признаки обесцвечивания–появления белого пигмента. Это привело меня к мысли, что ситцевых меченосцев можно получить от красно-крапчатых в результате длительного разведения "в себе".
Примерно с конца 1954 года я сосредоточил работу исключительно на своих красно-крапчатых меченосцах, отбирая лучших по признаку обесцвечивания. Одновременно старался находить пути улучшения условий содержания рыб.
Возможность появления вредных последствий инбридинга я предупреждал повышенными требованиями к здоровью, а также выращиванием производителей в разных температурных условиях.
При появлении трехцветного молодняка и белых с черными пятнами мне начинало казаться, что я приближаюсь к цели. На самом деле такие экземпляры были случайными, так как каждый из наиболее типичных проверялся как производитель и ни у одного из них я не мог зафиксировать закрепленного, стабильного потомства. Большинство рыбок впоследствии меняло окраску–белые места корпуса окрашивались в красный цвет. При этом продолжительность существования белой окраски была значительно больше у рыб с белой спиной, чем у рыб с белым брюшком.
На осенней выставке в ЦДСА в 1958 году я демонстрировал группу из пяти пар ярких, с хорошо выраженным белым, черным и красным пигментом ситцевых меченосцев. Скомплектовать эту группу удалось с большим трудом, поэтому они ставились с этикеткой незаконченной работы.
В 1958 году в моем хозяйстве неожиданно появились так называемые болгарские красноглазые белые .меченосцы. Рыба стабильная по белой окраске, сильная по конституции и неродственная по крови с нашими меченосцами. Это был тот материал для работы, о котором я мечтал в продолжение восьми лет.
Первые полтора года работы с ними были, так сказать, контрольными: необходимо было проверить устойчивость белой окраски в потомстве. Обильные приплоды были без единого окрашенного малька, и я стал продолжать с их участием свою работу по выведению ситцевых меченосцев, для чего весьма осторожно сначала пользовался только самками, так как самцы-производители в случае неудачи оставляют большее потомство, чем любая самка.
От этих новых белых красноглазых самок и моих самцов красно-крапчатых с ослабленной местами пигментацией вначале я стал получать чаще всего окрашенные красные приплоды. (Это опять случаи обновления крови: заглушенный белый пигмент в белых самках пробудился в потомстве, а оно стало повторять кровную исходную форму.)
Последующие приплоды были разнообразнее: здесь и белые с темными глазами, и красно-крапчатые, и просто красные, и черно-мраморные, и изредка желанные ситцевые, но с менее яркими красными пятнами, чем те, которых я иногда получал до белых болгарских меченосцев.
Интересно отметить, что формы белые с темными глазами, белые с черным (черно-мраморные) закреплялись, а ситцевые с чисто белым фоном были случайны и не закреплялись.
В результате продолжительной работы я пришел к убеждению, что в меченосцах не может стойко уживаться красный пигмент одновременно с сочетанием белого и черного.
Черный пигмент постоянен, устойчив, красный же становится то призаглушенным, то активно проявленным, то блуждающим при малейших изменениях обстановки, а также при возрастных изменениях, Это непостоянство красной окраски неминуемо отражается на состоянии белой окраски и не дает возможности положительно закончить работу.
»
- 7559 просмотров