Некоторые факты о питании и физиологии растений

Аватар пользователя ОгнеЛо

Основные факторы, оказывающие влияние на развитие растений:

  • температура окружающей среды — воды, почвы/грунта, воздуха (высокая/низкая);
  • кислотность и минерализация (высокая/низкая);
  • плотность и засоленность почвы/грунта (высокая/низкая);
  • концентрация доступных элементов питания (высокая/низкая);
  • освещённость и длина светового дня (высокая/низкая);
  • фракция почвы/грунта (крупная/мелкая);
  • и, даже, неоптимальный слой воды и/или почвы/грунта...

Более-менее исследовано потребление растениями 17 элементов, в т.ч.:

  • 4 макроэлемента
Азот (N) [Nitrogenium] → потребляется растением в виде (NO3) или (NH4)+ ионов. Азот — это основной белковый (строительный) элемент, необходимый для роста всех растений и животных, входит в состав аминокислот, из которых состоят молекулы белка. Также он входит в состав хлорофилла, участвующего в фотосинтезе растений, и ферментов. Азотное питание сказывается на росте и развитии растений, при его недостатке растения слабо развивают зеленую массу, плохо ветвятся, их листья мельчают и быстро желтеют, цветки не раскрываются, засыхают и опадают. Он определяет и ускоряет рост вегетативной массы растений, необходим для образования корневой системы, стеблей, листьев, а также для образования репродуктивных органов, семян и плодов.
Азот должен быть доступен для растений постоянно в течение вегетации. Недостаток азота снижает содержание белка и жира в растениях. Растения формируются недоразвитыми и мелкими.
При нейтральной реакции среды, растения лучше усваивают аммиачные соли (содержащие аммонийную форму азота), а при кислой — нитратные. При питании аммонийным азотом важно также обеспечить растения кальцием, магнием и калием, при нитратном питании — фосфором и молибденом.

Фосфор (Р) [Phosphorus] → усваивается в виде (H2PO4) аниона, входит в состав нуклеопротеидов, главной составной части клеточного ядра. Фосфор ускоряет развитие культур, повышает выход цветочной продукции, позволяет растениям быстро адаптироваться к низким температурам. Фосфор отвечает за энергетическое обеспечение любых реакций в клетке (деления, синтеза веществ) улучшает азотное питание (для усвоения азота из NO3 растение затрачивает 2 молекулы фосфора), дает энергию для прорастания семян, обеспечивает быстрый рост и развитие корневой системы, ускоряет созревание, необходим для размножения. Определяет закладку и количество семян, которые формируется на первых неделях жизни ростка. Если на этом этапе развития растение не получило весь необходимый фосфор, оно сформирует только то количество семян, на которое хватит питания. Это естественный природный процесс сохранения вида, растения стремятся дать меньшее количество зерен, лишь бы они были сильными и способными дать здоровые всходы. Негативный эффект от недостатка фосфорного питания в начальный период развития растения невозможно возместить подкормками в более поздние периоды. Фосфор увеличивает содержание сахаров и каротина.
Фосфор очень малоподвижен в почве и легко взаимодействует с почвенными частицами, образуя новые соединения и переходя в недоступные для поглощения растениями формы. Фосфор усваивается растениями из водо- и цитраторастворимых форм. В среде близкой к нейтральным, фосфор усваивается из водорастворимых форм фосфорных удобрений, в кислых средах – из водорастворимых и растворимых в слабых кислотах (цитраторастворимых) форм фосфора. В средах с pH менее 4,5-5,0 (очень кислых) фосфорное питание растений нарушается значительно, поэтому эти среды требуют предварительной нормализации кислотности.

Калий+) [Kalium, Calium] → отвечает за интенсивность поглощения растениями питательных элементов, эффективность использования и передвижение воды и питательных элементов в растении, транспорт сахаров, синтез белка, образование крахмала, повышает устойчивость к грибковым заболеваниям и недостатку влаги, обеспечивает эффективность усвоения азота и фосфора. В растениях находится в ионной форме и не входит в состав органических соединений клетки. Калий помогает растениям усваивать углекислый газ из воздуха, способствует передвижению в растении углеводов, удерживает в растении воду. При недостаточном калийном питании растение быстрее поражается различными заболеваниями. Дефицит калия вызывает ослабление деятельности некоторых ферментов, что приводит к нарушениям в белковом и водном обмене растения. Внешне признаки калийного голодания проявляются в том, что старые листья преждевременно желтеют, начиная с краев, затем края листьев буреют и отмирают. Поглощение калия растением впрямую зависит от прироста корневой массы: чем она выше, тем растение больше поглощает калия.

Углерод (C) [Carboneum] → усваивается в виде (CO2) в процессе фотосинтеза. Частично поступает из органических веществ почвы.

  • 3 мезоэлемента
Сера (S) [Sulfur, Sulphur] → потребляется в виде иона (SO4). Второй белковый элемент, входит в состав белков, ферментов, других органических соединений клетки растений. При недостатке серы молодые листья равномерно желтеют, жилки становятся пурпурными. Постепенно теряют зеленую окраску и более старые листья. Недостаток серы приводит к более слабому развитию растений. Сера необходима для роста и развития всех культур и потребляется растениями в количествах, эквивалентных количествам потребления азота. Это основной элемент для увеличения содержания белка и масла. Сера повышает устойчивость к заболеваниям, низким температурам, недостатку влаги.

Магний (Mg++) [Magnesium] → потребляется в виде иона (Mg)2+, входит в состав хлорофилла, активирует фермент, преобразующий углекислый газ при фотосинтезе. Участвует в реакциях переноса энергии.
Признаки недостатка магния начинают проявляться с нижних листьев, затем распространяются и на верхние. При недостатке этого элемента хлороз имеет характерный вид: у краев листа и между его жилками зеленая окраска изменяется не только на желтую, но и на красную и фиолетовую. Жилки и прилегающие к ним участки остаются зелеными. Листья при этом часто куполообразно выгибаются, так как у листа загибаются кончики и края. Являясь центральным атомом молекулы хлорофилла, магний отвечает за превращение углекислого газа в органические соединения с выделением кислорода, участвует в процессах ассимиляции азота и накопления белка.

Кальций (Са++) [Calcium] → потребляется в виде иона (Ca)2+, необходим как надземным органам, так и корням растения. Его роль связана с фотосинтезом растения и развитием корневой системы (при недостатке кальция корни утолщаются, не образуется боковых корешков и корневых волосков). Недостаток кальция проявляется на концах побегов. Молодые листья светлеют, на них появляются светло-желтые пятна. Края листьев загибаются вниз, приобретая вид зонтика. При сильном дефиците кальция погибает верхушка побега.

  • 10 микроэлементов
— 5 металлов (усваиваются растениями в виде двухвалентных катионов или в виде хелатов)
Железо (Fe) [Ferrum] → содержится в хлоропластах, является необходимым элементом многих ферментов. Участвует в важнейших биохимических процессах: в фотосинтезе и синтезе хлорофилла, метаболизме азота и серы, дыхании клетки, ее росте и делении.
Дефицит железа в растениях часто обнаруживается при избытке кальция в почве, что случается на карбонатных или кислых почвах после известкования. При недостатке железа развивается межжилковый хлороз молодых листьев. При нарастающем дефиците железа могут светлеть и жилки, лист бледнеет полностью.

Марганец (Mn) [Manganum,
Manganesium] → преобладает в метаболизме органических кислот и азота. Входит в состав ферментов, ответственных за дыхание растения, участвует в синтезе других ферментов. Активирует ферменты, ответственные за окисление, восстановление и гидролиз. Впрямую влияет на преобразование света в хлоропласте. Играет важную роль в механизме действия индолилуксусной кислоты на рост клеток. Участвует в синтезе витамина С.
Признаки недостатка марганца проявляются на молодых по возрасту листьях. Хлороз проявляется прежде у основания листа, а не на его концах (что напоминает дефицит калия). Затем, при нарастающем недостатке марганца, появляется межжилковый хлороз и, после отмирания хлорозной ткани, лист покрывается пятнами разной формы и окраски. Тургор листьев может быть ослабленным.
Марганцевая недостаточность усиливается при низкой температуре и высокой влажности почвы.

Цинк (Zn) [Zincum] → участвует в образовании триптофана, предшественника ауксина (гормона роста), и в синтезе протеинов. Необходим для преобразования и потребления крахмала и азота. Повышает сопротивляемость растения к грибным заболеваниям, при резкой смене температуры повышает жаро- и морозоустойчивость растения.
При недостатке цинка в растениях нарушается синтез витаминов B1 и B6. Недостаток цинка проявляется чаще на старых нижних листьях, но, с нарастанием дефицита, желтеют и более молодые листья. Они становятся пятнистыми, затем ткань этих участков проваливается и отмирает. Молодые листья могут быть мелкими, их края закручиваются кверху.
Цинк повышает засухо-, жаро- и холодоустойчивость растений.

Медь (Cu) [Cuprum] → участвует в метаболизме белков и углеводов, активирует некоторые ферменты, участвует в фотосинтезе, важна в азотном обмене. Повышает устойчивость растения к грибным и бактериальным заболеваниям, защищает хлорофилл от распада. Для жизнедеятельности растения медь не может быть заменена другим элементом.
При недостатке меди на кончиках молодых листьев появляются белые пятна, они теряют тургор, опадают завязи и цветки. Растение имеет карликовый вид.

Молибден (Mo) [Molybdaenum] → входит в состав фермента, превращающего нитраты в нитриты. Необходим растению для фиксации азота. Под его влиянием в растениях увеличивается содержание углеводов, каротина и аскорбиновой кислоты. Увеличивается содержание хлорофилла и активность фотосинтеза.
При недостатке молибдена у растения нарушается азотный обмен, у старых, а затем у средних по возрасту листьев появляется крапчатость. Участки такой хлоротичной ткани затем вздуваются, края закручиваются вверх. На верхушках листьев и по их краям развивается некроз.

— 2 неметалла
Бор (B) [Borum] → участвует в синтезе РНК и ДНК, в образовании гормонов. Необходим для нормальной жизнедеятельности точек роста растения, т. е. самых молодых его частей. Он влияет на синтез витаминов, цветение и плодоношение, созревание семян. Усиливает отток продуктов фотосинтеза из листьев в луковицы и клубни. Необходим для водообеспечения растения. Бор необходим растениям в течение всего вегетационного периода. Для жизнедеятельности растения бор не может быть заменен другим элементом.
При недостатке бора у растений поражается точка роста, отмирают как верхушечные почки, так и молодые корешки, разрушается сосудистая система. Молодые листья бледнеют, становятся курчавыми. Усиленно развиваются боковые побеги, но они очень ломкие, цветки опадают.

Хлор (Cl) [Chlorum] → потребляется растениями в виде иона (Cl)-, является активатором ферментов, которые при фотосинтезе высвобождают кислород из воды. Регулятор тургора клетки, способствует засухоустойчивости растений, участвует в регулировании осмотического давления и повышает устойчивость растений к некоторым грибным заболеваниям.

У растений чаще проявляются признаки не недостатка, а избытка хлора, выраженные в преждевременном засыхании листьев.

— 3 специфических микроэлемента, необходимые для некоторых растений
Натрий (Na) [Natrium] → (Na+), в некоторых растениях может частично заменять калий.

Кремний (Si) [Silicium] → потребляется в виде силиката, повышает прочность клеточной стенки, уменьшает полегание.

Кобальт (Co) [Cobaltum] → в основном, необходим микроорганизмам для лучшей фиксации азота.

Так же, хотя и в разной степени, для растений важны:
Кислород (O) [Oxygenium] → усваивается в процессе дыхания. Участвует в окислительно-восстановительных процессах. Высвобаждается в процессе фотосинтеза.

Водород (H) [Hydrogenium] → усваивается в виде (H2O) в процессе фотосинтеза.

И, конечно же, важна энергия света, без которой не возможен фотосинтез.

В настоящее время ведутся работы по изучению роли в физиологии растений таких элементов, как:
Ваннадий (V) [Vanadium] →
Хром (Cr) [Chromium] →
Олово (Sn) [Stannum] →
Селен (Se) [Selenium] →
Фтор (F) [Fluorum] →
Йод (I) [Iodium, Jodium] →
Мышьяк (As) [Arsenicum] →
Ртуть (Hg) [Hydrargyrum] →
и др.
Эти элементы были обнаружены в растениях в очень незначительных количествах.



Естественно, это, всего лишь, сборный реферат «по проблеме». В помощь интересующимся...
Естественно, данные будут дополняться и/или корректироваться по мере поступления новых сведений в рассматриваемых областях знаний и наличия времени и возможности...

Белый Что с моим растением? // Подборка иллюстративных материалов по дефициту питательных веществ у аквариумных растений на форуме aquariymist.4admins.ru — Июнь. — 2015.

Некоторые справочные таблицы:
142573615352422334.jpg
14257356558857821.jpg

Дефицит элементов впрямую связан со свойством среды: на очень кислых или щелочных средах растения, как правило, испытывают дефицит микроэлементов. К этому же приводит избыток в них фосфатов, азота, карбоната кальция, оксидов железа и марганца.

Недостаток микроэлементов в среде не обязательно приводит к гибели растения, но является причиной снижения скорости и согласованности протекания процессов, ответственных за развитие организма.

Симптомы недостаточности конкретного элемента могут быть весьма характерны и наиболее часто проявляются в хлорозе. Хотя объективно для выявления дефицита какого-либо элемента требуется анализ среды и тканей растений.

Диагностика недостаточности отдельных элементов по внешнему виду растения для неспециалиста представляет трудности:

— изменение внешнего вида растения, сходного с недостатком элементов, может быть вызвано поражением вредителями, болезнями или неблагоприятными факторами: температурой, заливом или пересушенностью земляного кома, так же недостаточной атмосферной влажностью;

— внешние признаки минерального голодания, вызванного дефицитом конкретного элемента, у разных растений могут несколько отличаться . А для ряда конкретных видов растений этот вопрос вообще не изучен;

— в случае недостатка нескольких питательных элементов внешние признаки накладываются, растение восполняет прежде всего недостаток того элемента, которого недостает больше. Признаки недостатка другого элемента остаются, внешне хлороз растения продолжается;

— для определения того, какого элемента растению не хватает, необходима динамика в изменении внешних признаков, а она различна при нехватке разных элементов. Необходимо обращать внимание на изменения в характере проявлений симптомов;

— питательные элементы в среде присутствуют, но недоступны растению из-за ее неподходящей кислотности.

Для того, чтобы по внешним признакам определить, какого конкретно элемента питания растению недостает, вначале следует обратить внимание на то, на каких листьях, молодых или старых, проявляются симптомы дефицита.

Если они проявляются на старых листьях, можно предположить недостаток азота, фосфора, калия, цинка или магния. Эти элементы при недостатке их в растении перемещаются от старых частей к молодым, растущим. И в них признаков голодания не заметно, в то время как на нижних листьях проявляется хлороз.

Если симптомы дефицита проявляются в точках роста или на молодых листьях, можно предположить недостаток кальция, бора, серы, железа, меди и марганца. По-видимому, эти элементы не способны перемещаться по растению из его одной части в другую. И если в среде этих элементов мало, растущие части их не получают.

Поэтому любителям в ситуации, когда у их растений начинается хлороз, но они уверены, что растение здорово и находится в благоприятных условиях, следует провести обработку своего растения целым комплексом макро- и/или микроэлементов. При выборе препаратов следует понимать, что эффективность воздействия элемента на растение прямо зависит от формы, в которой он пребывает. И недостаточное поступление микроэлементов в растение нередко связано с нахождением их в среде в нерастворимой, недоступной для растения форме.

Почему важен pH

Когда pH не на надлежащем уровне, растение начнет терять способность поглощать некоторые из обязательных элементов, необходимых для здорового роста. Для всех растений есть специфический уровень pH который производит оптимальные результаты (см. диаграмму 1 ниже). Этот уровень pH изменяется от растения к растению, но вообще большинство растений предпочитают слегка кислую среду роста (между 6,0—6,5), хотя большинство растений все еще могут продолжать существовать в среде с pH между 5,0 и 7,5.

Когда pH повышается более 6,5, некоторые из питательных веществ и микроэлементов начинают из раствора выпадать в осадок и оседать на стенках резервуара и растительного поддона. Для примера: Железо может наполовину выпасть в осадок при уровне pH 7,3 и при pH 8,0 в растворе практически вообще не останется железа. Для ваших растений, что бы они могли использовать питательные вещества, они должны быть растворены в растворе. Как только питательные вещества выпали в осадок из раствора, ваши растения больше не смогут поглощать их будут страдать (или умрут). Некоторые вещества также уходят из раствора, при понижении pH. Диаграмма 2 (ниже) покажет вам что происходит с доступностью некоторых питательных веществ на различных уровнях pH.

Доступность для растения питательных веществ при различных уровнях рН
tablica-ph.png

ph-pitanie3.jpg

Влияние величины pH на растения
optimal_ph.jpg

Известно, что растение усваивает некоторые элементы питания строго в определенной последовательности:
microorganizmi.jpg
Это связано с тем, что:
Бор (В) → запускает движение сока по проводящей системе (флоэмный ток), увеличивает выделение сахаров, улучшает работу микроорганизмов и переводит недоступный кремний в доступное растениям аморфное состояние, способствует повышению эффективности транспорта кальция, а также калия, являясь транспортным агентом.
Кремний (Si) → способствует повышению эффективности поглощения и транспортировки элементов питания (ксилемный ток), активирует механизмы самозащиты растений, способствует накоплению сухого вещества, снижает токсическое воздействие солей на метаболизм растений.
Кальций (Са++) → (в сочетании с бором) важен для деления и развития клеток, усиливает образование ауксинов (гормонов роста), необходимых для образования мощной корневой системы, кущения, опыления цветков, завязывания и созревания плодов и семян.

Некоторые макро-, мезо- и микроэлементы могут взаимодействовать, что приводит к изменению их доступности для растения. Вот некоторые примеры такого влияния:

Избыточное внесение в среду азотно-фосфорных удобрений блокирует поступление бора, снижает доступность кремния, уменьшает вынос кальция и магния растениями. В результате снижается сила ксилемного тока, нарушается транспортировка калия, кальция и магния, сокращается объем поглощенных элементов питания из среды и снижается продуктивность фотосинтеза.

Высокий уровень доступного фосфора провоцирует дефицит цинка.

Высокий уровень азота провоцирует дефицит цинка.

Избыток фосфора приводит к образованию нерастворимого фосфата железа, т.е. недоступности железа для растения.

Избыток фосфора приводит к образованию нерастворимого фосфата меди, то есть возникновению дефицита меди.

Усвоение молибдена растениями уменьшается при избытке серы.

При использовании карбоната магния происходит увеличение pH почвы и образование нерастворимых соединений цинка.

Избыток марганца препятствует продвижению железа от корней растения вверх, приводя к железистому хлорозу.

В низких концентрациях молибден способствует усвоению железа. При высоких же концентрациях взаимодействует с ним, образуя нерастворимый молибдат железа, что приводит к дефициту железа.

Внесение больших доз азотных удобрений повышает потребность растений в меди и усиливает симптомы медной недостаточности.

Избыток меди провоцирует дефицит железа.

Избыток меди препятствует усвоению молибдена и повышает уровень нитратов в растении.

Избыток цинка приводит к дефициту меди. Механизм этого влияния в настоящее время не изучен.

Имеются данные, что при недостатке бора растения не могут нормально использовать кальций, который в почве может находиться в достаточном количестве.

Величина поглощения и накопления бора растениями возрастают с увеличением в почве калия.

Topic locked